Заключительный хор

Из кантаты «Состязание Феба и Пана»

муз. И. С. Баха

Сл. К. Ф. Хенрици

Иоган Себастьян Бах(1685—1750) — немецкий композитор, органист, клавесинист, скрипач, дирижёр.

Иоган Себастьян Бах родился 21 марта 1685 г. в Эйзенахе, где отец занимал должность придворного музыканта. Рано потеряв родителей (Баху не было и десяти лет), мальчик переехал в Ордруф к старшему брату Иоганну Кристофу, у которого и учился музыке.

К 17-ти годам он играл на скрипке, альте, клавире и органе, пел в хоре. Баха пригласили в Веймар служить музыкантом при дворе. Это приглашение стало началом его карьеры, закончившейся в должности кантора (дирижёр хора, органист и сочинитель духовной музыки) в церкви Святого Заключительный хор Фомы в Лейпциге (с 1723 г.).

Творческое наследие Баха огромно. Он создавал произведения во всех известных в то время жанрах, кроме оперы: оратории, кантаты, мессы, мотеты, музыку для органа, скрипки и фортепиано.

В Веймаре, где был прекрасный орган, Бах написал серию органных токкат (из них наиболее знаменита ре-минорная). В Лейпциге ему приходилось на каждой воскресной церковной службе исполнять новую кантату. Таким образом он стал автором 265 кантат (пять годовых циклов). Кроме духовных писал светские кантаты («Кофейная», «Крестьянская» и др.).

Полифонический жанр фуги Бах довёл до совершенства: в его «Хорошо темперированном клавире» (1722—1744 гг.) каждой тональности соответствуют отдельные прелюдия и фуга Заключительный хор.

В цикле «Искусство фуги», над которым Бах работал последние десять лет жизни, представлены произведения, развивающие — каждый раз неповторимо — одну и ту же тему.

Вершинами вокально-инструментальной музыки явились композиции «Страсти по Иоанну» (1724 г.), «Страсти по Матфею» (1727 или 1729 г.), а также «Высокая месса си-минор» (1747— 1749 гг.).

Скончался Бах 28 июля 1750 г. в Лейпциге, где жил постоянно с момента переезда туда.

Современники ценили творчество Баха, однако масштаб его дарования был осознан лишь спустя полвека после смерти композитора.

Хоровое творчество И. С. Баха.

Сочинения с участием хора составляют значительную часть творческого наследия Баха. Из них наиболее заметны такие произведения как: Месса си минор Заключительный хор, 4 коротких мессы, пассионы (Страсти) по Матфею, по Иоанну; магнификат, Рождественская и Пасхальная оратории; 6 мотетов (из них 4 – двуххорных), несколько сотен четырёхголосных хоралов; духовные (сохранилось около 200) и светские (24) кантаты.

Произведения Баха глубоко содержательны, разнообразны, охватывают широкий круг жизненных явлений. В духовных сочинениях Бах передаёт реальные человеческие чувства и переживания. Народное по мелодическим истокам, творчество Баха считается вершиной полифонического стиля, итогом развития европейской музыки за несколько столетий; вместе с тем Бах, по определению Бетховена, «праотец гармонии». В хорах Бах часто применяет полифонию; хоровые партии произведений кантатно-ораториального жанра, по сложности не уступая сольным, нередко написаны виртуозно, с использованием широкого диапазона; полифонические сплетения Заключительный хор голосов образуют порой сложные гармонии, насыщенную звучность. Хоралам Баха свойственна свобода голосоведения, смелое пользование диссонансами. По утверждению некоторых исследователей (таких как Швейцер), пение хора у Баха всегда поддерживается сопровождением (оркестра или органа). Вокальная музыка Баха, как правило, требует от певцов высокого мастерства.


documentahnfipd.html
documentahnfpzl.html
documentahnfxjt.html
documentahngeub.html
documentahngmej.html
Документ Заключительный хор